Пост-релиз к мастер классу 14 декабря «Лестница в небо: диалог о власти и управлении с Михаилом Хазиным»
14 декабря 2017 года в PMOClub прошел уникальный мастер класс «Лестница в небо: диалог о власти и управлении» с последующей дискуссией. В центре внимания оказался Михаил Хазин, российский экономист, аналитик, политолог, блогер, теле- и радиоведущий, статистик.
Модерировал мероприятие Андрей Малахов, эксперт PMLogic и сооснователь Клуба Руководителей Проектных офисов PMOClub.
Мастер-класс собрал 33 профессионала в области управления проектами из компаний Росбанк, Проектная Практика, JTI, а также представителей государственной власти. Встреча проходила на площадке ГК «Проектная Практика.
Основная тема мероприятия была посвящена искусству властвовать и наиболее подробной, полной и системной книге о власти — «Лестница в небо». Необычная для клуба встреча позволила взглянуть на управление проектами с позиции экономики и властных отношений.
Михаил рассказал о сезонных изменениях в экономике, о причинах спада экономического роста и как это повлияет на проектное управление. Гости узнали об особенностях общения с людьми власти (заказчиками). Также было много интересных баек. А здесь представлены лишь некоторые мысли.
Мастер-класс традиционно завершила сессия вопросов и ответов с дискуссией. Участников интересовали разнообразные вопросы, связанные со стратегическим планированием в России, эффективностью управления бизнесом и государством, а также искусством интриг.
Перед читателями — ТОП-8 идей, озвученных на мастер-классе.
1. Изменится ли организация в дивном новом мире? За последние 5 лет спад экономики составил 15% – приблизительно по 2-2,5% в год. Максимальный спад зафиксирован в 2015 году – на 8-10% – из-за девальвации рубля. В 2017 году впервые отсутствует традиционный осенний рост — сезонное явление в экономике.
В стандартной ситуации экономика растет или падает в течение года: в январе ее показатели ниже среднего значения и могут быть даже отрицательными, весной она растет, перекрывая последствия зимнего спада, летом — снова снижается. На осень приходится новый подъем. В декабре-январе фиксируют падение.
Осенью 2017 года роста не было. Экономика «спит». Текущее состояние сравнивают с ситуацией 1998 года, с тем лишь различием, что тогда экономика упала резко, за 2 месяца. Сейчас мы переживаем пятилетний спад. Мы опять оказались, с точки зрения управления, довольно в специфической ситуации.
Сокращается количество проектов, предпринимателей подстерегают проблемы как экономического, так и политического плана. Но у каждого из существующих проектов есть шанс стать успешным.
2. Роста экономики не предвидится. Это ключевое отличие текущего положения от дефолта и последующего роста 1998 года. В 1998 году ЦБ возглавил В. Геращенко, а правительство, заместитель Премьер-министра Ю. Маслюков. Политикой де-факто руководил Е. Примаков. Команда была сильной. Кроме того, у России были замороженные советские мощности.
В. Геращенко в 10 раз увеличил монетизацию экономики, в 15 раз — объем денежной массы в натуральном выражении. В результате цены на нефть стали расти. До этого баррель нефти стоит 8$, после, уже в середине 2000-х, достиг пиковых значений.
Любопытна ситуация с регионами. Регионы укрепляют рубль. В какой-то момент экономика могла сколлапсировать из-за долгов регионов. В тот момент регионы получили бюджетные кредиты, чтобы расплатиться по этим долгам. Откуда долги? Все просто: в Министерстве экономики потребовали, чтобы регионы брали кредиты в коммерческих банках, чем, разумеется, воспользовались последние. Результат — высокий процент. Интересно, что сами коммерческие банки крайне неохотно кредитуют реальный сектор.
Экономика на данный момент — в преддверии коллапса. Такие ситуации уже были, но из них успешно выходили.
3. Экономика — наука, в которой сложно применять методы статистической физики и выводить общие законы развития и показатели, изучив лишь один регион или отрасль. Есть гипотеза, согласно которой экономика может быть описана методами статистической физики. Допустим, в сосуде с газом (замкнутой системе) быстро устанавливается равновесие. Если понимать экономику как взаимодействие молекул газа, то в замкнутой системе этот «газ» тоже быстро придет к равновесию. Определив температуру, давление и другие показатели, можно строить аналоги и воспроизводить те или иные параметры в других странах или регионах.
Единственное «но» – саму экономику сложно назвать однородным идеальным газом: слишком много разных молекул, слишком много разных условий в странах и отраслях. Как сравнить экономику Японии и КНДР, Зимбабве и США? Изучать микроэкономику, пытаясь переложить полученную информацию на другие страны и весь мир, бессмысленно.
4. В бизнесе есть эффективные менеджеры. Но они не могут стать хорошими менеджерами от правительства. Иные цели и задачи. Есть три психологических типа, три типа «психологии» – психология ученого, психология бизнесмена и психология чиновника. Задача бизнесмена или эффективного менеджера — получить максимальную прибыль от проекта. У чиновника есть задача «развить», с которыми не встречается бизнесмен, – вести социальную политику (платить пенсии и пособия, поддерживать рождаемость, обеспечивать людей жильем) и заниматься обороной (в корпорации тоже есть оборона – но больше уклон в сторону безопасности, а не в сторону войны, как с государством). Если эффективный менеджер станет чиновником, будет катастрофа.
5. Проектному управлению более 5000 лет, интригам — столько же. Научиться плести интриги с первого же дня невозможно и бессмысленно. Любой царь, диктатор, вождь давал одинаковые поручения двум-трем приближенным, и в конечном итоге выбирал того, кто предложит самое выгодное решение. Методы не изменились.
Интриги — важный инструмент. Но не повышения «веса» в глазах окружающих, а достижения определенной цели.
6. Ошибки менеджера при обсуждении проекта с человеком власти. Человек власти, например, руководитель департамента или компании, не получит прямой выгоды от проекта. Не понимать этого — главная ошибка бизнесмена. Менеджер хочет реализовать проект, чиновнику — в глубине души — он безразличен.
Вторая ошибка — не понимать истинной задачи чиновника. Человеку власти важно, например, освоить бюджет, менеджеру — напротив, оптимизировать расходы. Предлагать чиновнику сократить бюджет глупо.
Третья ошибка — неумение объяснять быстро и по делу. У чиновника есть 3 минуты на проект. Не успели объяснить, даже если речь идет о сложной технологии, – значит сами не знаете, что хотите предложить.
7. Стоит ли ориентироваться на чью-либо уже реализованную экономическую модель, пытаясь исправить ситуацию в России? Нельзя: условия слишком разные. Аналогов России – как крупнейшего по территории государства с населением в 150 миллионов человек, холодным климатом и определенными врагами – просто не существует. А значит, и чужие модели не подойдут.
8. Несколько рекомендаций из кинематографа и литературы. Бизнесменам и менеджерам стоит порекомендовать пересмотреть фильм «Интервенция» и перечитать несколько книг: «Затворник и Шестипалый» Виктора Пелевина, «Банкир» Лесли Уоллер (про интригу), «Вся королевская рать» Роберта Уоррена (про войну), «На арене со львами» Тома Уокера (про политическое управление), трилогию про Мерлина Мэри Стюарт (про восприятие мира), «Закат империи доллара и Pax Americana» Михаила Хазина (про глобализацию).
Материал подготовлен Андреем Малаховым и Олесей Гавриловой
Отзывы участников о мероприятии:
Хазин — очень талантливый и эрудированный рассказчик. Обстоятельно и с удовольствием отвечает на вопросы.
Олег Ткаченко
Было интересно «в живую» пообщаться с человеком, за деятельностью которого я уже давно с интересом слежу.
Павел Алферов